Комплексно-целевая программа

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ  И  ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

2012-2016 гг.
МБОУ Краснодонецкая СОШ
автор программы: Лавская Т.В., зам.директора по ВР

Структура программы
Патриотическое воспитание учащихся


Блоки

Перечень блоков

1.

Концептуальная часть

2.

Практическая часть

3.

Управленческая часть

4.

Прогноз результатов деятельности

5.

Перспективы дальнейшего развития

I.  Концептуальная часть.

1. Выбор, обоснование, актуальность проблемы.

  Настоящая программа определена на основе необходимости систематизации и целенаправленной деятельности педагогического коллектива школы, общественных организаций по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, городу, школе, готовности к выполнению гражданского долга и констутиционных обязанностей по защите интересов Родины, города, школы.

  Программа направлена на формирование и развитие личности школьника, обладающего качествами гражданина-патриота Родины, города, школы и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время на основе интегрированно-дифференцированного подхода к воспитанию и развитию.

  Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания школьников, содержит систематизированное изложение концептуальных основ патриотического воспитания, обновление его содержания в современных условиях, основных направлений в этой деятельности в этой деятельности органов государственной власти, органов исполнительной власти города, педагогического коллектива школы, общественных объединений.

  Она ориентирована на участие в процессе воспитания школьников морально здоровых слоёв населения России. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание учащихся в соответствии с Федеральным Законом «О воинской обязанности к военной службе».

  Актуальность разработки программы подтверждается событиями последнего времени, а это:

1) экономическая дезинтеграция;

2) социальная дифференциация общества;

3) девальвация духовных ценностей.

Вышеуказанные факторы оказали негативное влияние  на общественное сознание большинства и возрастных групп населения города, страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма

Стало всё более заметней постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получило широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, социальным институтам.

Появилась устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы

В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны, в области политики, экономики, науки, культуры и спорта ещё сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт реальные предпосылки разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учётом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества, подъёмом патриотизма.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе; массовую патриотическую работу, организуемую не только школой, но и общественными движениями и организациями, деятельность средств массовой информации и т.п.

Гарантом организации и функционирования системы, основным институтом, обеспечивающим работу, является государство.

Создание системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодёжных и других общественных и религиозных организаций, творческих союзов.

2. Основные идеи, цели, задачи программы.

Основная идея программы патриотического воспитания и обучения школьников заключается в формировании готовности их служения Отечеству с учётом опыта и достижений прошлых поколений, современных реалий и проблем, тенденций развития нашего общества.

  Целью программы является развитие системы патриотического воспитания и обучения школьников, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов РФ.

  Для достижения цели решаются следующие задачи:

1) создание механизма, обесп6чивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания.

2) формирование патриотических чувств и сознания школьников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, роли г. Александрова в судьбах России, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой город, свою школу.

3) воспитание личности гражданина-патриота России , способного встать на защиту интересов страны, города.

4) формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач.

Реализация программы будет осуществляться в течение 2008 – 2012годов в два этапа:

1-й – 2008 – 2010 г.

2-й – 2010 – 2012 г.

На первом этапе предусматривается:

  • проработка организационных основ реализации программы;

  • создание и совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания;

  • разработка классными руководителями, учителями-предметниками подпрограмм, планов;

  • проведение классных и школьных мероприятий, а также активное участие в районных мероприятиях патриотической направленности.

На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий.

3. Предполагаемые результаты.

  • создание системы патриотического воспитания в школе (на основе создания опорных зон: школьный музей Боевой и трудовой славы славы);

  • внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания;

  • сохранение и развитие у учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе;

  • активизация творческого потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения;

  • формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины;

  • активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;

  • повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств;

  • расширения участия школьников в военно-прикладных и технических видах спорта;

  • воспитание у школьников уважения к подвигу отцов;

  • формирование готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях;

  • привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;

  • расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе;

  • повышение роли и авторитета поисковых ученических объединений в школе;

  • оценка эффективности мер по охране здоровья учащихся;

  • оценка эффективности воспитательной программы в системе образования, сохранение физического и духовного здоровья учащихся;

  • активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.

III.  Управленческая часть.

1. Задачи внутришкольного управления.

1.1 Создание системы управления, способной на основе формирования чувств и сознания, обеспечить решение задач воспитания личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

1.2 Формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения (создание чётко выраженной системы уроков 1-1-3 ступеней школы).

1.3 Организация службы психолого-социальной диагностики.

1.4 Поддержка творческих инициатив и различных форм организаций в коллективе.

1.5 Гибкая организация учебно-воспитательного процесса через учебные предметы, интегрированные с военно-патриотической тематикой (интегрированные уроки, уроки творчества, защита проекта, исследовательские и творческие работы и т.д.).

1.6 Разработка и реализация авторских программ.

1.7 Создание условий, обеспечивающих возможность непрерывной и стабильной работы школы в период развития, при использовании внутренних и внешних консультаций

2. Управление процессом воспитания.

2.1 Считать, что воспитывающая деятельность школы - часть процесса развития системы патриотического воспитания.

2.2 Создать условия для развития у ребёнка патриотических чувств и сознания, включая его разнообразную деятельность в систему отношений, способствующих воспитанию личности гражданина-патриота Родины, готового встать на защиту государственных интересов страны.

2.3 Осуществлять педагогическую поддержку при формировании патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

2.4 Ориентировать школьника на общечеловеческие, вечные ценности; овладением знаниями о международном гуманитарном праве, переводом их в личные ценности каждого воспитанника.

2.5 Использовать следующие формы работы,  соединяющие обучение и воспитание:

2.5.1 Общественный смотр знаний.

2.5.2 Интегрированные уроки.

2.5.3 Исследовательские и творческие работы.

2.5.4 Уроки мужества с участием ветеранов армии и флота.

2.5.5 Путешествие в предмет.

2.5.6 Экскурсии, поездки, походы.

2.5.7 Защита проекта.

2.5.8 Военно-спортивные, спортивные игры: «Школа выживания», «Школа безопасности».

2.5.9 Военно-полевые сборы.

2.5.10 Проведение профильных смен юных патриотов на базе оздоровительного лагеря «Солнечный».

2.5.11 Проведение цикла мероприятий на базе .

2.5.12 Смотры-конкурсы на лучший класс по физической подготовке учащихся.

2.5.13 Создание цикла, видеофильмов, посвящённых 65-летию Великой Победы:

-- «Города России»;

-- «Учителя – участники Великой Отечественной войны».

2.5.14 Уроки в школьном музее .

2.5.15 Исторический календарь.

2.5.16 Участие в конкурсе патриотической песни «Муза и дети».

IV. Прогноз результатов деятельности.

  Вышеизложенная программа школы позволит сформировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранить и развить чувство гордости за свою страну.

  Воспитать личность учащихся-патриотов Родины, способных к дальнейшему развитию своих навыков и умений по защите государственных интересов страны.

  Возрастёт процент поступления выпускников в ВУЗы военного профиля.

    V. Перспективы дальнейшего развития.

1. Дальнейшее совершенствование работы по созданию системы патриотического воспитания.

2. Дальнейшее развитие творческого, психологически грамотного педагогического коллектива.

3. Совершенствование и расширение модели СОШ – комплекса профильной подготовки.

4. Активизация внешкольной деятельности. Работа в школьном музее Боевой  и Трудовой славы, организация походов, экскурсий.

5. Открытие профильных классов: военно-инженерных, военно-юридических, военно-экономических, военно-финансовых и др.