Экология

ВВЕДЕНИЕ
           
Аттестация за прошлый аттестационный период  пройдена 30 марта 2005 года; по результатам ее прохождения присвоена I квалификационная категория сроком на 5 лет (приказ ОО Администрации Белокалитвинского района №95 от 30.03.2005 г.).

 

Тема представленной работы: «Экологическое воспитание школьников».

Данная тема находится в разработке уже много лет, так как экологическое направление является приоритетным направлением в развитии школы, через реализацию которого формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить учащихся к пониманию красоты окружающего мира, пробудить у них стремление к прекрасному, к сохранению планеты для потомков. Кроме того, особенность экологических знаний – это их интегративность.
 Этот тот стержень, тот центр, вокруг которого возможна организация целенаправленного изучения смежных дисциплин. По моему мнению, именно экологическое образование является основой создания условия для личностного и духовного роста детей. А ведь это – желанная цель современной школы!

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Одна из наиболее значимых социальных проблем человечества – кризис взаимоотношений человека и природы. В современных условиях практически повсеместно состояние окружающей среды таково, что оно не может не вызывать тревоги за ее дальнейшее  существование.  Не исключение и окрестности станицы Краснодонецкой. Живописный уголок донского края все чаще напоминает свалку бытового мусора (фотография №1); засоряются и захламляются родники, вырубаются лесополосы. Среди причин такового отношения к природе первое место занимает экологическая безграмотность населения.



Фотография №1

Именно поэтому было решено сформировать целую систему экологического воспитания в школе, не ограничиваясь только урочной деятельностью. В течение последних пяти лет создавались принципы экологического воспитания учащихся, проводились общешкольные экологические мероприятия, десанты по очистке окрестностей станицы и родников.

Один из разделов Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года рассматривает новые социальные требования к системе образования, а именно:

  • Требования к личности, у которой должны быть сформированы новые позитивные жизненные установки;
  • К личности, умеющей принимать ответственные решения в ситуации экологического кризиса.

В информационную эпоху обществу необходим молодой человек, который отличался бы мобильностью, конструктивностью, профессионалами и творческими навыками. Поэтому перед учителем химии и биологии поставлена важная задача – дать учащимся прочные знания, создать  условия для связи  полученных знаний с их практическим использованием в повседневной жизни, для интеллектуального и личностного роста учащихся. Параллельно с освоением учебного материала необходимо решать задачи, направленные на воспитание личности, на формирование ключевых компетенций.

Все вышеизложенное и определило актуальность выбранной мною проблемы: «Система экологического воспитания школьников в МОУ Краснодонецкой СОШ». Над проблемой экологического воспитания учащихся  я работаю с 2000 года. За последние 5 лет сложилась система мониторинга уровня усвоения экологических знаний, предполагающих подготовку молодых людей, владеющих навыками природоохранной деятельности, способных принимать самостоятельные решения. В течение  всего вышеуказанного периода занимаюсь формированием  экологической культуры и развитием интереса к охране природы.

При разработке своей системы уроков и внеклассной работы по экологии я опиралась на теоретические статьи  исследователей, методистов, таких как А.Н. Захлебнов, Н.А. Городецкая, Н.В. Добрецова, А.В. Миронов.

Психолого-педагогическое обоснование  работы по экологическому воспитанию отражено в работах учителей-новаторов и методистов  Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.П.  Сидельсковского, П.М. Якобсона и других. Однако, несмотря на довольно объемное освещение в методической литературе  проблем экологического воспитания школьников в ходе урочной деятельности, использование  возможностей кружковой работы является недостаточно разработанным. Поэтому своей целью я поставила разработку программы экологического кружка «Истоки».  Нашей проблемой стало изучение педагогических условий  формирования экологической культуры школьников в ходе работы их в кружке юных экологов «Истоки».

Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах академика Н.Н. Моисеева. Го рекомендации я активно  использую в своей работе.

Была выдвинута гипотеза: систематическая работа со школьниками, начиная с младших классов, осуществляемая в рамках занятий кружка «Истоки», способствует:

  • Формированию экологической и общей культуры учащихся;
  • Повышению уровня знаний школьников по биологии и химии;
  • Углублению мотивации и активизации деятельности учащихся в природе.

На основании вышеизложенного были определены следующие задачи исследования.


В ходе работы были выделены  следующие научно-теоретические основы экологического воспитания школьников.

Для прочного осознания экологических  понятий, глобальных и локальных природоохранных проблем основополагающим является их исторический аспект. Начиная с Я.А. Коменского, официальный  статус получает принцип природосообразности;  великий педагог рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам, а не управляющую ею, развивающуюся согласно циклам времен год. Ж.Ж.Руссо усматривал в человеке совершенное творение Бога, и чтобы таковым остаться, человек должен «вернуться к природе». Он первым понял опасность цивилизации и призвал; «Назад, к природе!» Выдающиеся русские педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Г. Шацкий не мыслили себе организации здорового и плодотворного педагогического процесса вне природы, вне нравственных и эстетических связей с ней.

Знания и навыки сами по себе не воспитывают; при изменении традиционного потребительского отношения к природе, должны, по моему мнению, изменить убеждения, а деятельность ребенка построить в постоянном общении с природой, направить ее на гармонизацию и восстановление разрушенной биосферы.

В среднем звене эколого-воспитательная работа слагается из реализации нескольких направлений.


В основе экологического направления «Донец – река моего детства» лежит деятельность по очистке берегов от бытового мусора, подкормка мальков, экскурсии с целью взятия проб воды.

В рамках направления «Жалобная книга природы» учащиеся узнают об исчезающих видах донской флоры и фауны, осуществляют сбор лекарственных растений (фотография №2), осуществляют разъяснительную работу среди одноклассников и жителей станицы, в  зимний период подкармливают птиц и животных.



Фотография №2

Направление «Чистая поляна» позволяет очищать от бытового мусора окрестности станицы, освобождать от сломанных веток лесополосы, улицы станицы (фотография №3,4).



Фотография №3



Фотография №4


В рамках направления «Родники» учащиеся вместе с руководителем кружка чистят от веток и опавших листьев родники, лесные речушки, приводят в порядок их русла (фотография №5).



Фотография №5


Природоохранные и экологические мероприятия – прочное связующее звено между средней и старшей ступенью школы. В ходе проведения этих мероприятий происходит сплочение школьного коллектива.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ХОДЕ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На уроках химии сложилась определенная система экологического воспитания. Разнообразная урочная деятельность дает возможность овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.

На уроках по теме «Химия и сельское хозяйство» в 11 классе освещается широкий круг вопросов сохранения почвы, водоемов, воздуха.

Химизация – одно из направлений научно-технического  прогресса, основанное на широком применении химических веществ! Около половины всех элементов Периодической системы Д.И. Менделеева применяется в сельском хозяйстве. В ходе проведения химизации меняется химический состав различных почвенных горизонтов, и не всегда эти изменения положительны. О негативном влиянии химизации учащиеся составили презентацию, в ходе демонстрации которой было выявлено, что при чрезмерном и неправильном использовании удобрений в сельском хозяйстве возникают экологические проблемы: избыточное содержание нитритов и нитратов в сельхозпродукции, загрязнение водоемом вымываемыми удобрениями, включение ядохимикатов в круговорот веществ.

В качестве отрицательных последствий можно назвать и гибель диких животных, и массовое размножение вредителей после применения пестицидов, и появление вредителей, устойчивых к пестицидам.

Учащиеся подготовили рефераты: 

  • «Причины массового размножения вредителей после применения пестицидов»;
  • «Почему гибнут дикие животные»;
  • «Опасность неправильного применения пестицидов».

Защита работ состоялась на уроке и вызвала большой интерес. Было задано много вопросов, выявлены механизмы борьбы с разрушением окружающей среды.

В 11 классе было проведено семинарское занятие на тему «Охрана атмосферы от химического загрязнения. Изменение свойств атмосферы в результаты загрязнения». Дети подготовили презентацию на данную тему, рассказали о мерах, принимаемых мировым сообществом для сохранения и восстановления атмосферы.

Живо и интересно проходят уроки на тему «Химия и повседневная жизнь человека», ведь химия не только делает жизнь человека комфортной и уютной, но может и представлять смертельную опасность. Изучение этой темы было разбито на блоки: «Домашняя аптечка», «Моющие и чистящие средства», «Средства борьбы с домашними насекомыми», «Косметика и средства гигиены», «Химия и пища». Изучение данной темы проводилось по технологии «Работа в малых группах». Каждая группа работала по своей теме, готовила презентацию, а защита работ проходила как общественный смотр знаний, на который были приглашены родители, учащиеся 9 класса, медработники амбулатории. Ребята представили оптимальный набор домашней аптечки, рассказали о препаратах и материалах, использующихся для оказания первой помощи, ознакомили с мерами предосторожности при обращении с лекарствами. Группа, рассказывающая о моющих и чистящих средствах и применении бытовой химии, представила свой блок в виде практикума. Желающим предлагали развести отбеливающий раствор, вывести пятно, очистить ковер. Кроме того все получили возможность изучить международные символы, означающие условия по уходу за текстильными изделиями.

Владение ИКТ позволяет мне активно компьютер практически на каждом уроке и в различных целях:

  • Как средство наглядности при осуществлении учебного процесса;
  • Для создания совместно с учащимися презентаций по определенной тематике;
  • Для моделирования определенной ситуации для практикумов;
  • Для организации индивидуальной, коллективной и групповой (проектной) деятельности учащихся:
  • Как средство создания и применения в урочной деятельности различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, КИМы).