Анализ
работы методического объединения
классных руководителей
за 2009-2010 учебный год.
МОУ Краснодонецкая СОШ.
   


На протяжении многих лет, в целях повышения профессионального мастерства классных руководителей и воспитателей, в школе функционировала методическая служба. Цели и задачи МО классных руководителей:    

1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров, а именно:
2. Совершенствование общепедагогической подготовки.
3. Повышение квалификации в области содержания и методики преподавания воспитания.
4. Вооружение учителя-воспитателя знаниями общей, специальной, возрастной физиологии и гигиены.
5.Совершенствование культурологической подготовки учителей.

МО классных руководителей объединяет 11 классных руководителей; 1 воспитателя группы продленного дня; старшую вожатую(13 человек). Цели методической работы в основном достигнуты. Вся методическая служба с воспитывающими кадрами шли через методическое объединение классных руководителей  и воспитателей школы.     Работа МО велась по плану, к которому был приложен график практической деятельности (проведение открытых внеклассных мероприятий, практикумов-семинаров, мастер - классов). Методическая служба классных руководителей серьезное внимание уделяли вопросам совершенствования системы непрерывного образования педагогических кадров. Осуществлялось руководство вопросам совершенствования системы  непрерывного образования педагогических кадров. Осуществлялось руководство дополнительным профессиональным образованием всех категорий воспитывающих кадров. В течение прошедшего учебного года на районных курсах прошли переподготовку 5 учителей школы.  В работу над методической темой школы была включена значительная часть воспитывающего персонала. Проведенная работа в этом направлении систематизировалась, обобщалась. В рамках решения единой проблемы в течение учебного года классные руководители  прошли методический семинар и заседание педагогического совета на тему «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» В повестку дня были включены вопросы анкетирования и тестирования, диагностики, результаты работы школы. 

Через службу МО осуществлялось ознакомление с передовым педагогическим опытом, методической и дидактической литературой, нормативными документами, шла подготовка к проведению всех открытых внеклассных мероприятий. В работе МО использовались различные формы методической работы:

1.     Школа молодого классного руководителя.
2.     Деловые и ролевые игры.
3.     Диспут клубы.
4.     Обсуждение, внедрение, апробация новых воспитательных программ.
5.     Заседание традиционных МО.
6.     Совет проблемных групп.

Важное и значительное место в системе методической работы занимали семинары творческого характера и семинары, практикумы. Их тематика определялась актуальностью проблем общеобразовательного учреждения, результатами диагностики профессиональной компетентности учителей. Активизировалась работа над созданием системы информационного обеспечения управления методической работой. Взяв на вооружение новые технологии МО предложило создать портфолио на каждого своего члена; работа была успешно реализована в течение учебного года, получила положительный отзыв администрации школы. Одними из первых созданием банка данных достижений заинтересовались учителя начальных классов; учитель русского языка и литературы Метревели А.В. При аттестации педагогов этот творческий материал может применен как одним из видов квалификационных испытаний как для учителя так и классного руководителя. Решением педагогического совета к концу учебного года каждый педагог должен был создать такой документ, хочется надеяться, что и каждый классный руководитель не останется  в стороне от этого.

Работа МО велась планомерно и системно, строилась с учетом реализации школьных проблем, достижений педагогики и психологии, инновационных технологий. МО ежегодно дает свои рекомендации при аттестации классных руководителей и воспитателей школы.

В течение последних пяти лет методическое объединение занималось обобщением опыта работы педагогов - классных руководителей школы. Успешно прошла работа по обобщению опыта Метревели А.В., классного руководителя 11 класса, Поповой О.А., классного руководителя 8 класса.  Инновации в области воспитания требуют постоянного профессионализма, обновления учебно-воспитательного процесса. В этих целях стало традиционным проведение в школе открытых классных часов, мероприятий.

В целях выявления и обобщения передового педагогического опыта, поиска и поддержки творчески работающих воспитателей, классных руководителей в общеобразовательных учреждениях успешно функционирует МО классных руководителей. Всю свою работу МО организовало в форме  методических семинаров, совещаний ,открытых внеклассных мероприятий и круглых столов.

В истекшем году МО были проведены следующие занятия:

1. Анализ воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений. Единое образовательное построение школы. Роль классного руководителя, детских организаций в реализации Концепции российского образования. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.(Форма проведения -семинар)
2. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся для воспитания стремления к здоровому образу жизни.(форма проведения -круглый стол)
3. Роль инновационных технологий в воспитательном процессе. (Деловая игра)
4. Рекомендации по психодиагностике учащихся. (Обмен опытом)
5. Проведение итогов воспитательной работе за учебный год.  Особенно эффективными по своему содержанию оказались круглый стол, деловая игра, презентация творческих лабораторий, проведение и обсуждение открытых внеклассных мероприятий.

По плану было запланировано проведение следующих внеклассных мероприятий:

Название мероприятия

Срок проведения

Ответственный

1

«Осенний бал»
«Спасибо, Вам, учителя!»

октябрь

Чуговцева Г.Е.
Попова О.А.

2

Открытый классный час

ноябрь

Чуговцева Г.Е.
Зуйкина И.Е.

3

Новогодний бал-маскарад

декабрь

Хибатуллина Н.В.
Дерезина С.В.

4

День Святой Татьяны

январь

Дерезина Е.Н.

5

День Святого Валентина

февраль

Зуйкина И.Е.

6

Открытый классный час

март

Шевченко С.П.
Адамова Е.Н.

7

Общешкольная линейка

апрель

Чуговцева Г.Е.

Аспектный анализ открытых внеклассных мероприятий проходил по следующей схеме:
1.     Место проведения (использовать возможные школы)
2.     Соответствующее оформление и содержание мероприятия.
3.     Соответствующие формы и содержание мероприятия.
4.     Организация разных видов деятельности.
5.     Зрелищность
6.     Четность проведения.
7.     Продолжительность.

Исходя из критериев оценки открытых внеклассных мероприятий уверенно можно говорить:
положительным показателем их проведений является:
1.     Охват мероприятия всех учащихся.
2.     Адресность (соответствие возрастной особенности)
3.     Личностно-ориентированный подход.
4.     Открытое мероприятие-творчество-главный элемент самореализации учащихся, каждой в отдельно взятой личности.

Наряду с положением в проведении открытых внеклассных мероприятий все-таки нужно указать некоторых классным руководителям, учителям, воспитателям, что иногда степень готовности мероприятия оставляет желать лучшего, что оно проведено лишь для статистического отчета или как чаще бывает, в период прохождения аттестации.

Завершая анализ внеклассных мероприятий нужно сказать, что от имени администрации школы всем классным руководителям проводившим открытые занятия объявлена благодарность, их опыт работы принять к сведению и предложен как инструмент в действии.

Благодарность была объявлена:
1. Поповой О.А, классному руководителю 9 класса
2. Адамовой Е.Н., классному руководителю 1 класса
3  Шевченко С.П., классному руководителю 3 класса
4. Метревели А.В., классному руководителю 5 класса
5. Дерезиной Е.Н., старшей вожатой.

Но и остальным педагогам нужно указать на тот факт, что план МО – это годовой учебный план -потому его выполнение строго обязательно.

Проведение открытого внеклассного мероприятия – это часть практической деятельности МО классных руководителей.

Но наряду с этим в работе МО нужно больше уделять внимание личной ориентации подготовки к организации методической работы, совершенствованию планирования методической работы.

Вместе с тем руководителям МО рекомендовано продолжить работу по созданию комплексного банка управленческой и научно-методической информации, которая представляет собой совокупность нормативно-правовых, планово-прогностических, научно-инновационных, контрольно-аналитических документов по всем направлениям воспитательной работы школы.

Методическая служба шла параллельно с плановым внутренним контролем за деятельностью классных руководителей. Контроль за уровнем профессионального мастерства классного руководителя требовал наличие классного самоуправления детского коллектива, деятельности детской организации, организации, упорядоченность в жизнедеятельности ученических групп.

Качественными критериями оценки составления воспитательной работы в классе установлены:
1.     Реализация  постоянных годовых задач.
2.     Морально-психологический климат в детском коллективе
3.     Уровень прилежания учащихся, сплоченность.
4.     Участие класса в жизни школы.
5.     Уровень личностного качества классных руководителей.
6.     Процент посещаемости, уровень воспитанности учащихся.

В результате ежедневных наблюдений, систематических рейдов, посещение классных часов и мероприятий членами администрации, в частности заместителя директора по воспитательной работе, в течение учебного года осуществлялся плановый внутришкольный контроль за деятельностью классных руководителей.

Промежуточные итоги проводились в конце каждой четверти, рассматривались на заседании педагогического совета. Завершающий итог воспитательной деятельности классного руководителя проведен в конце учебного года, занесен в банк информационных данных по воспитательной работе, составлен сводный лист традиционной общешкольной деятельности.

                       
                       Руководитель МО классных руководителей:_________ /Т.В.Лавская/